Сегодня в Пензе суд вынес приговоры по делу о так называемом террористическом сообществе «Сеть». Семь подсудимых приговорены к крупным срокам заключения. Во время следствия многие из них заявляли о пытках. Напоминаем, как развивалось это уголовное дело.

Фабула дела

О том, что ФСБ разрабатывает дело некоего «террористического сообщества „Сеть“», стало известно в конце 2017 года. Как писал Republic, по версии ФСБ, «Сеть» объединяла ячейки в Москве, Санкт-Петербурге и Пензе. Кроме того, отделение группы якобы было в Белоруссии. Члены «Сети», как утверждалось в материалах, планировали революцию: они собирались «раскачать народные массы», устроить взрывы во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу, а также поднять вооруженный мятеж.

«Коммерсантъ», ссылаясь на материалы дела, писал, что все началось с того, что в октябре 2017 года в полицию с явкой с повинной пришел  студент пензенского педагогического института Егор Зорин, которого незадолго до этого задерживали с наркотиками. Впоследствии обвинения в участии в террористическом сообществе с Зорина были сняты.

Фигуранты

Как писала «Русская служба Би-би-си»,  следом за Зориным в Пензе были задержаны его друг и одногруппник Илья Шакурский, инженер Василий Куксов, инструктор по стрельбе Дмитрий Пчелинцев, слесарь-сборщик Андрей Чернов, программист Арман Сагынбаев (задержан в Петербурге и этапирован в Пензу), повар Михаил Кульков (был в розыске и задержан летом 2018 года), повар, разнорабочий и аниматор Максим Иванкин (был в розыске, также задержан летом 2018 года).

В январе 2018 года задержания начались в Санкт-Петербурге. Под арест попали программист Виктор Филинков, предприниматель Игорь Шишкин, промышленный альпинист Юлий Бояршинов (обвинение в участии в «Сети» ему предъявили позже остальных — в апреле 2018 года).

Сообщалось, что фигурантов дела объединяет увлечение левыми идеями — часть из них считают себя анархистами или антифашистами — и интерес к страйкболу. Но далеко не все они, по словам родственников и адвокатов, вообще общались друг с другом — некоторые не встречались никогда, другие едва знакомы, например, по страйкбольным тренировкам. Тренировки, которые, по словам обвиняемых, были обычной тактической игрой, ФСБ считает отработкой навыков вооруженного сопротивления.

К текущему моменту судебные приговоры вынесены восьми фигурантам дела. Единственным обвиняемым, признавшим свою вину, стал Игорь Шишкин. Он заключил досудебное соглашение со следствием. 17 января 2019 года Московский окружной военный суд признал Шишкина виновным по части 2 статьи 205.4 УК РФ («Участие в террористическом сообществе») и приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Сегодня были вынесены приговоры пензенским фигурантам дела. Дмитрий Пчелинцев получил 18 лет колонии строгого режима, Илья Шакурский — 16 лет колонии и штраф в 50 тыс. рублей, Андрей Чернов — 14 лет колонии, Максим Иванкин — 13 лет колонии, Михаил Кульков — 10 лет колонии, Василий Куксов — 9 лет колонии, Арман Сангыбаев — 6 лет колонии.

Пытки

Пока шло следствие, многие фигуранты дела заявляли о том, что к ним применялись пытки. Так, Илья Капустин, проходивший по делу свидетелем, заявлял о том, что его задержали, заковали в наручники, били электрошокером и требовали предоставить данные о знакомых, угрожая «выбросить где-нибудь в лесу и переломать ноги». Капустин эмигрировал из России, а в ноябре 2018 года подал в Европейский суд по правам человека жалобу на применение пыток и угрозы российских силовиков.

О пытках заявлял Дмитрий Пчелинцев, которого ФСБ считает создателем сообщества «Сеть». Об этом подробно писала «Медиазона». По словам Пчелинцева, его избили еще при задержании. Затем после ареста его поместили в одиночную камеру СИЗО, где он находился в течение 16 часов. Там Пчелинцева пытали током. Электроды цепляли за большой палец ноги, также пытались прицепить электроды к половым органам.

«С меня стали стягивать трусы, я лежал вниз животом, они пытались присоединить провода за половые органы. Я стал кричать и просить перестать издеваться надо мной. Они стали твердить: „Ты лидер“. Чтобы они остановили пытки, я отвечал: „Да, я лидер“. „Вы собирались устраивать террористические акты“. Я отвечал: „Да, мы собирались устраивать террористические акты“. Один из тех, кто измерял мой пульс на шее, одел свою балаклаву на голову мне, чтобы я их не видел. В один из моментов я потерял сознание на некоторое время», — рассказывал Пчелинцев своему адвокату Олегу Зайцеву. 

После того, как рассказ Пчелинцева был обнародован, стало известно, что он отказался от своих слов о пытках. Об этом на пресс-конференции заявлял председатель движения «За права человека» Лев Пономарев. С его слов, после заявления о пытках Пчелинцева в СИЗО снова били. Эту информацию также подтверждала правозащитник Александра Крыленкова.

О пытках заявлял и Виктор Филинков. «Мне задавали вопросы, если я не знал ответа — меня били током, если ответ не совпадал с их [ожиданиями] — били током, если я задумывался или формулировал [долго] — били током, если забывал то, что сказали, — били током», — говорил он.

О пытках также заявляли Илья Шакурский и Арман Сагынбаев.

Следы пыток у Шакурского и Филинкова были зафиксированы членами Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга. Правозащитники навещали фигурантов резонансного дела в феврале 2018 года. В отчете, опубликованном на сайте ОНК, в частности, говорилось, что на руках Шишкина имеются ожоги, видны следы от наручников, на шее — царапины и ссадины, нижняя губа разбита. Под левым глазом большая гематома вплоть до кости, в углу глаза кровь, вокруг правого глаза — синяк. Наряду с этим на спине у молодого человека были заметны ожоги, на бедре — огромная гематома. Общественная наблюдательная комиссия сделала очевидный вывод, что это результаты пыток.

У Виктора Филинкова правозащитники зафиксировали многочисленные ожоги от электрошокера на ноге и груди, гематому на правой щиколотке и следы от наручников на обеих руках. Всего члены ОНК насчитали примерно 33 следа от ожога, часть из них — парные (то есть они могли быть нанесены электрошокером).

Фигуранты дела обращались с заявлениями о пытках в Следственный комитет, однако он отказался возбуждать уголовное дело.

Общественный резонанс

В мае 2018 года в Овсянниковском саду в Санкт-Петербурге прошел согласованный с властями митинг солидарности с арестованными по делу «Сети». В поддержку фигурантов дела выступали общественные деятели.

28 октября 2018 года в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов состоялись демонстрации в поддержку обвиняемых по делу «Сети» и делу «Нового величия». Эти акции власти отказались согласовать в заявленных организаторами местах. В Москве на Лубянской площади собрались до 1,5 тыс. человек. Было задержано 14 человек. В Санкт-Петербурге акция прошла на Невском проспекте, было задержано не менее 40 человек. Акции прошли также в Пензе, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Иркутске.

«Театр.Doc» включил показания Дмитрия Пчелинцева о пытках в свой документальный спектакль «Пытки». В Петербурге читка свидетельств Пчелинцева должна была состояться 27 мая. За день до этого стало известно, что спектакль отменили. «Медуза» писала, что представитель площадки, на которой должен был пройти спектакль, сослался на звонок из силового ведомства.

11 декабря 2018 года в ходе заседания Совета по правам человека журналист Николай Сванидзе и Михаил Федотов, который тогда возглавлял СПЧ, сообщили президенту РФ Владимиру Путину, что в отношении фигурантов уголовного дела «Сеть» были применены пытки электрошокерами, а в отношении фигурантов «Нового величия» силовики предприняли провокации. Путин заявил, что ему не докладывали о делах «Нового величия» и «Сети», но обещал разобраться.

 

https://www.znak.com/2020-02-10/chto_takoe_delo_seti_spravka_napominanie_ot_znak_com